Общественно-политическая газета тосненского района
Сегодня:
16+
Свежий номер: № 85 (15153)

Отношение к умершим – самый точный портрет живым

Отношение к умершим – самый точный портрет живым

Старинное финское кладбище под Нурмой может стать важным звеном в длинной и очень разнообразной истории тосненской земли.

О небольшом историческом расследовании «Тосненскому вестнику» рассказал командир поискового отряда «Санитары леса» Сергей Покудин.

 

 

 

 

 

 

 

Расчёт веками

- Нынешней осенью мы с напарником в лесу под Нурмой наткнулись на заброшенное финское кладбище. Знали, что оно есть где-то под Нечепертью, но не представляли, что на сегодняшний день старинный погост в таком плачевном состоянии.

Места там тихие и по-своему завораживающие. Одна беда – мародёры. Видно, что могилы вскрывают и вскрывают не первый год. Есть заросшие провалы, но есть и достаточно свежие ямы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люди ищут здесь золотые украшения, зубные коронки. Есть охотники за черепами. Это трудно понять и объяснить, но… вот так.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Думаю, многие зададутся вопросом – а откуда здесь финны? Но если углубиться в прошлое нашего района, тех земель, которые сейчас занимает Тосненский район, то всё станет предельно просто.

Дело в том, что история тосненской земли насчитывает не один десяток лет. Тут и веками вести расчёт будет мелочно, не то что десятилетиями.

«Ленинское знамя» на финском языке

Пойдём от обратного. В 1944 году при отступлении немецких войск практически целиком был уничтожен посёлок Шапки. В его северной части на холме Хаттула догорал детский туберкулёзный санаторий. В годы оккупации здесь базировался концентрационный лагерь, где немцы содержали военнопленных.

В санаторий здание перепрофилировали 13 марта 1938 года, а ровно до этого времени это была лютеранская кирха святого Иакова, бывший центр прихода Ярвисаари.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приход включал в себя двадцать деревень: Белоголово, Белово, Горки, Ерзуново, Жоржино, Ихалайси, Кантуля, Келколово, Муя, Надино, Нечеперть, Нурма, Пендикова, Риппала, Сиголово, Сологубовка, Староселье, Старостино, Ховинпелто, Шапки.

Сегодня сложно в это поверить, но до 1938 года в районной газете «Ленинское знамя» выходили целые страницы на финском языке. Вот эту я нашёл на сайте Российской национальной библиотеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От Лезье до Шапок

Самостоятельная лютеранская община Ярвисаари была образована 380 лет назад – в 1638 году. Кирха прихода Ярвисаари первоначально располагалась в деревне Лезье. Однако она была разрушена в ходе боевых действий Северной войны.

Новую кирху построили в деревне Сиголово. В 1774 году её перенесли в усадьбу Шапки, а в 1840-х годах началось строительство новой деревянной церкви прихода Ярвисаари.

Открыли её 15 июня 1846 года. Новая кирха была рассчитана на 290 мест, освятили её во имя святого Иакова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богослужения здесь велись сначала на финском, а потом на финском и на эстонском языках. Дело в том, что в начале 1900-х годов в ходе аграрной реформы в приход переселили большое число эстонцев.

В 1919 году в приходе Ярвисаари насчитывалось 2 тысячи 700 человек, основную часть прихода составляли финны-ингерманландцы.

Первый шаг

Однако вернёмся в наши дни. Если существует столь богатая история, сохранились старинные кладбища, то почему за ними не ухаживают потомки? Почему не навещают предков в церковные праздники? Почему происходит глумление над останками?

На протяжении месяца я пытался найти потомков тосненских лютеран, отозвалось только две семьи. Наверняка их больше, но не кардинально.

Огромное влияние оказало гонение на церковь, репрессии по отношению к национальным меньшинствам. Сказалось то, что во время Великой Отечественной войны местное население вывозили в Германию, Финляндию, Эстонию. В послевоенные годы мероприятия по депортации лиц финской национальности и ингерманландцев как неблагонадёжных элементов были продолжены.

Лишь в июле 1993 года вышло постановление Верховного Совета Российской Федерации № 5291-1 «О реабилитации российских финнов». В пункте 6 есть следующие строки: «содействовать российским финнам в восстановлении их духовного наследия и удовлетворении культурных потребностей…».

Очень хочется, чтобы мы не забывали и об этой странице в истории Тосненского района. Хочется, чтобы потомки финнов и эстонцев могли восстановить заброшенные кладбища, ухаживать за ними. Для этого нужно сделать первый шаг на пути к восстановлению богатого духовного наследия и исторической справедливости.

***

Первый шаг может случиться уже в ближайшее время. По инициативе местных жителей и при активном содействии Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии в 380-ю годовщину образования прихода Ярвисаари на лютеранских кладбищах пройдут первые после огромного перерыва богослужения.

1 ноября в 11 часов на кладбище в Нечеперти, 4 ноября в 11 часов на кладбище в Шапках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Церковь стремится к тому, чтобы восстановить себя в прежних границах, – говорит глава Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии епископ Арри Кугаппи. – Для нас важно закрепиться в тех районах, которые исторически были сферой нашего духовного служения. Церковь по природе своей несёт миссию возвращения людей к Богу. А потому идея возрождения приходов вдвойне располагает к тому, чтобы церковь возвратила себе принадлежавшие ей храмы и обиходила приходские кладбища. Мы очень надеемся, что богослужения в Нечеперти и в Шапках послужат импульсом для последующего возрождения церковного прихода Ярвисаари.

 

Чтобы узнавать новости быстрее остальных, подписывайтесь на рассылку сайта. Также вступайте в наши группы в социальных сетях "ВКонтакте", Facebook, Instagram, "Одноклассники".

Aqw145cv

Вернуться к списку новостей
Вверх