Общественно-политическая газета тосненского района
Сегодня:
16+
Свежий номер: № 1 (15168)

23 октября 1942 года в воздушном бою над тосненской землёй погиб Николай Тотмин

23 октября 1942 года в воздушном бою над тосненской землёй погиб Николай Тотмин

Именем Героя Советского Союза названа улица в Тосно. Вот только называть её мы привыкли неправильно.

Дело в ударении

Улица в честь лётчика Тотмина появилась в нашем городе в мае 1994 года. Сложно сказать, сразу тосненцы стали произносить фамилию героя неправильно или же это произошло со временем. Однако факт остаётся фактом: мы привыкли ставить ударение на второй слог – «ТотмИн». Однако правильно говорить «ТОтмин», а значит, и улица называется «улица ТОтмина».

Во время подготовки материала о первом в мире лобовом таране самолёта противника мы обратили внимание, что в «Википедии» фамилия лётчика звучит именно так. На сайте «Энциклопедия Красноярского края» нашлось ещё одно тому подтверждение. В статье, посвящённой Тотмину, есть небольшой видеосюжет датированный 1966 годом. Там одноклассники будущего лётчика и героя рассказывают юным пионерам о том, каким они запомнили своего друга Колю Тотмина. И каждый произносит его фамилию с ударением на первый слог – «ТОтмин».

Хотелось бы, чтобы в день памяти Николая Яковлевича тосненцы вспомнили о нём, а также стали правильно произносить его фамилию.

Мечты мальчишки

Николай Тотмин родился 19 декабря 1919 года в деревеньке Усть-Яруль, что в Ирбейском районе Красноярского края. В крестьянской семье было четверо детей, мать растила ребятишек одна.

После окончания семи классов средней школы Николай пошёл работать в колхоз.

В 1936-м поступил в Канский сельскохозяйственный техникум, но и тогда всё ещё мечтал о самолётах и небе. Как раз в Канске, в местном аэроклубе, он начал изучать лётное дело. В 1939-м совершил первый самостоятельный полёт на ПО-2 – свершилось то, о чём мечтал ещё мальчишкой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В том же 39-м Николая призвали в армию. Службу он проходил в Батайском военном авиационном училище. После служил в 15-м истребительном авиаполку. На фронтах Великой Отечественной Николай Тотмин с июня 1941 года. Был лётчиком 158-го истребительного авиаполка 39-й истребительной авиационной дивизии Ленинградского фронта. Летал на И-2.

Лобовой таран

Ещё вчера он сражался с «условным противником», а уже сегодня в небе настоящий и грозный враг. Но и наш герой был не из пугливых. Несмотря на возраст, а был ему тогда 21 год, Тотмин в первых же боях показал себя с самой лучшей стороны.

4 июля 1941 года стояла на редкость ясная погода. Старшина Тотмин находился в дежурной готовности в своём самолёте. Донёсся характерный для вражеских «юнкерсов», гул моторов. Николай, не медля, вырулил на взлёт.

На истребителе И-16 он первым поднялся в воздух для отражения налёта вражеской авиации на аэродроме Рожкополье, что в Псковской области. Набрав высоту, он обнаружил шесть бомбардировщиков Ю-88, которые заходили в атаку на стоянку самолётов.

Вот выдержка из наградного листа июля 1941 года (орфография и пунктуация сохранены): «Старшина Тотмин, находясь в составе дежурного звена, которое вылетело и приняло бой с воздушной группой противника, превосходящей силы нашей группы.

Попав в тяжёлое положение под атаку истребителей противника и выполняя задачу отражения налёта бомбардировщиков, на исходе боя, без патрон был атакован сверху мессершмиттом-109.

Тотмин бой принял, пойдя на таран противника, в результате столкновения (от которого немецкий лётчик пытался уклониться) немецкий лётчик и самолёт погиб.

Тотмин из поломанного самолёта (с оторванным крылом) на высоте 50 метров выбросился и распустил парашют, во время приземления накрыл куполом парашюта пламя от своего самолёта, успел отстегнуться и спасти свою жизнь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Герой Советского Союза

Уже один только лобовой таран заслуживал высокой награды, однако спустя всего несколько дней – 20 июля – Николай Тотмин сбил ещё один гитлеровский самолёт. Наш пилот принял бой с разведчиком противника. Немца он сбил, но попал под огонь неприятельской зенитной артиллерии. Самолёт был подбит и загорелся, однако лётчик сумел посадить машину.

Всего за чуть больше года своей войны Тотмин совершил 93 боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил семь самолётов противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медли «Золотая Звезда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последний полёт

В начале 1942 года в полк прибыли первые американские самолёты «Киттихаук». На одном из них совершил свой последний боевой вылет Николай Тотмин. В полдень 23 октября 1942 года он вылетел вместе с другими лётчиками на очередное задание. Вскоре на командном пункте полка было получено сообщение, что им сбит ещё один немецкий самолёт – седьмой по счёту.

Потом прозвучало тревожное: «Горю…». На призывы командира «тянуть» к линии фронта и там прыгать, Тотмин уже не отвечал, возможно, был тяжело ранен. Его самолёт упал в болото на оккупированной территории.

Полвека спустя

Многие годы точное место гибели героя никто не знал. Останки неизвестного лётчика и части самолёта поисковики во главе с тогдашним главным специалистом по поисковой работе Ленинградского областного комитета по делам молодёжи Ильёй Прокофьевым обнаружили лишь в 1990 году в районе посёлка Гладкое.

Место падения самолёта показали местные жители. Оно представляло собой воронку диаметром два на два метра, заполненную водой. Рядом лежали покорёженные части самолёта. Воронка была разрушена, потому как после войны эта территория распахивалась тракторами для лесопосадок. Останки погибшего пилота были разбросаны по всему периметру воронки. Всё указывало на то, что самолёт упал с большой высоты на твёрдый грунт с рабочим двигателем. Об этом свидетельствует положение и состояние двигателя в воронке, а также оторванные лопасти от вала винта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из личных вещей лётчика обнаружены фрагменты офицерского ремня, крючки от парашюта, части кожаного реглана.

Только в 1994 году по номеру двигателя было установлено имя пилота – Тотмин Николай Яковлевич. В конце марта в Красноярский краевой военкомат поступила телефонограмма от Ильи Прокофьева: «В Тосненском районе Ленинградской области найдено место падения самолёта и останки Героя Советского Союза Тотмина Николая Яковлевича, уроженцы села Усть-Яруль Ирбейского района Красноярского края. Просим разыскать родственников и передать эту информацию. Возможно, они захотят приехать или даже забрать останки для захоронения».

И родственники нашлись. Уже в мае 1994 года останки лётчика были перевезены на его родину и похоронены в селе Усть-Яруль. Ну а в нашем городе в память о защитнике тосненского неба в том же 1994-м появилась улица с именем Героя Советского Союза Николая Яковлевича ТОтмина.

 

Чтобы узнавать новости быстрее остальных, подписывайтесь на рассылку сайта. Также вступайте в наши группы в социальных сетях "ВКонтакте", Facebook, Instagram, "Одноклассники".

 

Вернуться к списку новостей
Вверх