Общественно-политическая газета тосненского района
Сегодня:
16+
Свежий номер: № 40 (15207)

Вне зоны доступа. Дороги в деревни скоро станут непроходимыми

Вне зоны доступа. Дороги в деревни скоро станут непроходимыми

Пришла весна, начал таять снег, и тысячи жителей Ленинградской области оказались в полной изоляции. Для десятков, если не сотен деревень единственная связь с большой землей – грунтовые дороги. По весне они превращаются в непроходимые болота. Другие населенные пункты страдают от наводнений. Каждый деревенский житель выживает в весеннюю пору как может.

На вездеходе или пешком

Дороги в сотне областных деревень становятся непроходимыми в весеннюю распутицу. Деревни Васильево, Федосьино и Гуммолово Тосненского района находятся всего в 70 километрах от Петербурга. Несмотря на близость к мегаполису, жизнь здесь не сахар. Из всех благ цивилизации – только электричество, и то с частыми перебоями. Чтобы добраться до отшельников, постоянно живущих в этих деревнях, нужно пройти пешком около трех километров от места, где заканчивается асфальтированная дорога. Путь по полям, лесам по снегу выше колена – нелегкое испытание. Но скоро, когда солнце растопит сугробы, наступит полная изоляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти три деревеньки расположились на двух берегах реки Тосны. Еще лет десять назад к ним вели плохонькие, но хоть какие-никакие грунтовки. За последние годы их размыло, где-то путь зарос кустарником, остатки дорог разбили лесовозы. Теперь добраться в населенные пункты можно либо на вездеходе, снегоходе, либо пешком. Лишь если лето выдается сухим и теплым, через поля к избушкам могут прорваться грузовики. Эти редкие для наших широт моменты стараются использовать дачники, чтобы завезти на участки стройматериалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Васильево нахожу двух коренных жителей. 51-летний Николай Ларин живет здесь 5 лет, а 55-летний Вадим Иванов – 15 лет. Выживают благодаря пенсиям: один военной, другой – по инвалидности. Их домишки стоят рядом, мужички дружат и сообща выполняют все нелегкие деревенские работы.

– Слава Богу, что государство разрешило собирать валежник! – искренне радуются деревенские жители. – А то ведь раньше приходилось покупать дрова, а на наши пенсии особо не разгуляешься. Да и проехать к нам на грузовике – огромная проблема. Теперь берем саночки, ходим по кромке линии высоковольтных передач и собираем поваленные ветки и деревца.

На вопрос, что заставило двух мужчин отказаться от благ цивилизации, дружно отвечают: "В Петербурге слишком много суеты, нужно все время крутиться и куда-то торопиться. А в деревне спокойно и просто. Есть четкие задачи, чтобы выжить, это зависит только от себя самого".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы разжиться продуктами, Николай и Вадим раз в две недели берут рюкзаки, санки и проделывают привычный путь через поля и леса. Впрок запасаются крупами, мясом, сигаретами. В прошедшее воскресенье они отправились в автолавку и закупили еду на полтора-два месяца. Весенняя распутица окончательно отрежет их от большой земли.

Распорядок дня в деревне одновременно и простой, и сложный. Зимой – разгрести снег, заготовить дров, приготовить еду. Летом – огород и сбор грибов. От того, какой урожай соберут, – зависит, будут ли сыты зимой. Еще мужики сторожат соседние дома. Мародеры орудуют по всей Ленинградской области. Дальние деревни для них – лакомый кусок.

– Прошлой зимой в Гришкино воры подчистую обнесли 9 домов. Мы следим, чтобы грабители к нам не наведывались.

После изучения быта отшельников, возникает резонный вопрос: а что делать, если вдруг настигнет болезнь?

– Стараемся не болеть! – улыбается Николай. – Если простуда, лечимся травками и таблетками. Ну а если, не дай бог, сердце прихватит или аппендицит какой, позвоним в МЧС и будем надеяться, что прилетит вертолет.

"Мы тоже люди!"

В начале 20 века в этих трех отдаленных деревнях жило более 500 человек, работали 3 колхоза, школа и сельсовет. В 70-е годы народ начал уезжать, а в 90-е власти и вовсе забыли об этих местах. В последний раз о немногочисленных жителях вспомнили лет 10 назад. Тогда "Тосненский вестник" рассказал о 92-летней бабушке Нюре, которая жила в деревне Гуммолово. После публикации по дороге прошел грейдер, чтобы до самой старшей жительницы Тосненского района можно было добраться. С тех пор грейдера в этих краях не видали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Несколько лет назад мужики из Федосьина на свои деньги купили стальные канаты и бревна и перекинули через реку мост. Так дядю Ваню чуть не посадили! Приехала комиссия, которая посчитала, что мужики самовольно повалили несколько деревьев. То есть украли! Еле доказали, что не для себя, а для людей выполнили работу, которую в общем-то должны делать местные власти.

Главная проблема, с которой постоянно сталкиваются отшельники Вадим и Николай – частые отключения электроэнергии.

– Кошмар, бывает вырубают свет на неделю, а то и две! – возмущены мужики. – То провода оборвет, то столб покосится. Вызываем мастеров, те матерятся, потому что проехать к нам можно только на вездеходе. А у нас все продукты тухнут, еду не приготовить. Вы уж напишите в газете, что мы тоже люди. Может, протянут к нам новые провода, а то без электричества нам тут совсем туго приходится!

 

Справка:

Объем дорожного фонда в 2019-м году составит 8,2 млрд. рублей. Муниципальные образования на ремонт дорог получат 1 млрд. рублей. В прошлом году Ленинградская область не успела освоить 439 млн. рублей, направленные на ремонт дорог региона.

Комментарии специалистов

Слабых подтянем, сильных обновим

Юрий Запалатский, председатель комитета по дорожному хозяйству ЛО:

– В Ленинградской области около 30% дорог – грунтовые. По нормативам каждые пять-шесть лет нужно заниматься их ремонтом, через 8-9 лет – капитальным ремонтом, через 10-12 лет – реконструкция, новое строительство. У нас есть такие дороги, к которым мы более 30 лет не подходили.

Мы сегодня реформируем областные дорожные службы. За счет этого слабых подтянем, а сильные получат новые ресурсы. Укрупнили 7 дорожных предприятий, они имеют более стабильные финансово-хозяйственные возможности. В этом году мы будем применять трехгодичные контракты с дорожными предприятиями, это дает право правильно планировать работу. У предприятий будет понимание, когда закупать соль, когда закупать песок, дизельное топливо, как правильно распределить собственные силы. 

Стандарты для сельской местности

Директор автотранспортного предприятия Виктор Федоров:

– Беда у всех районов Ленобласти общая – хроническое недофинансирование на содержание дорог. У нас многократно просрочены межремонтные работы как гравийных, так и асфальтовых дорог. Без ремонта сохранить дороги очень тяжело. Согласно техническому заданию, государственному контракту, мы обязаны расчищать грунтовые дороги один-два раза в месяц. Не всегда хватает средств на восстановление покрытия с добавлением материала, грейдирование. Ну а на деревенские дороги дорожная техника районных ДРСУ практически не выходит. Невыгодно. А если и появляется, то грейдеры там проходят не чаще 2-3 раз в год, еще реже там происходит ремонт и подсыпка. Вот такие стандарты для сельской местности. 

Вернуться к списку новостей
Вверх