Общественно-политическая газета тосненского района
Сегодня:
16+
Свежий номер: № 29

Тосненский музей приглашает на выставку выдающегося мариниста России

Тосненский музей приглашает на выставку выдающегося мариниста России

195-летию со дня рождения русского художника Алексея Боголюбова посвящена выставка, которую в эти дни можно посмотреть в Тосненском историко-краеведческом музее.

28 марта исполниться 195 лет со дня рождения замечательного художника, академика Академии художеств, тайного советника, художника Главного морского штаба, основателя Художественного музея Радищева и Рисовального училища в Саратове Алексея Боголюбова. Его заслуги отмечены как в России, так и за рубежом. Он имел высший чин действительного статского советника, являлся кавалером русских орденов: нескольких степеней святого Станислава, Святого Владимира, Святой Анны, награжден датским орденом Данеборга, австрийской звездой Франса-Иосифа, французским командирским крестом Почетного легиона.

«Я был маляром»

 Алексей Петрович родился на станции Померанье Новгородской губернии (ныне это территория Тосненского района) В это время его отец Петр Гаврилович Боголюбов, будучи командиром военно-рабочего батальона, строил шоссе Петербург-Новгород. Он был дворянином, офицером Тенгинского полка, прошел несколько военных компаний, в том числе принимал участие в войне с Наполеоном, в боях получил несколько ранений. В семье было два сына – Николай и Алексей. В своих «Записках моряка-художника» Боголюбов вспоминал: «Мое раннее детство, проведенное в Померанье, можно назвать бессознательным, но все же помню наш дом двухэтажный, крестьянский, стоял рядом с садом почтовой станции. Помню кусты смородины, земляничные грядки, во дворе утки, индюки и собаки, качели, а в глубине помню, был пруд….»

 Мама Алексея Петровича, Фекла Александровна, в детские годы осталась без матери, а потом и без отца – известного революционного деятеля писателя А.Н.Радищева. Как известно, он был сослан в Сибирь, а по возвращении покончил с собой. Оставшись сиротой, пройдя все жизненные невзгоды, она стала еще сильнее и через всю жизнь пронесла любовь к своему отцу. В семье Боголюбовых чтили и гордились своим знаменитым предком.

 Когда Алексею исполнилось шесть лет, умер его отец Петр Гаврилович, сказались старые раны, а спустя два года мальчик был зачислен в Царскосельский Александровский корпус. Когда Алексею исполнилось 11 лет, он был переведен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербург. Учился он хорошо и имел большую страсть к рисованию. «Я был маляром, – шутливо заметит Боголюбов в своих мемуарных записях, – чуть ли не с четырехлетнего возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От умелого моряка до академика живописи

 В 1841 году произведенный в мичманы восемнадцатилетний Алексей Боголюбов был оставлен для прохождения службы в Санкт-Петербурге. Служил на кораблях и бригах « Усердие» и «Император Александр I». Эти труды закалили его и сделали умелым моряком, но и свои рисовальные занятия он не оставил и уже брал заказы на портреты, копировал великих мастеров, картины и иконы. В 1846 году Боголюбов закончил работу над картинами «Севастополь», «Транспорт Иртыш…». Это были серьезные работы уже начинающего художника.

 В 1849 году на борту корабля «Камчатка» Алексей Петрович познакомился с президентом Академии художеств М. Лейхтенбергским, который заметил увлечение молодого офицера, он познакомил его с Карлом Брюлловым. Едва взглянув на работы Алексея, тот воскликнул: «Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, продолжайте, а главное, рисуйте построже». Эта встреча вдохновила Алексея. Осенью 1849 года Боголюбов начинает посещать рисовальные классы, а в 1850 году оставляет службу на кораблях, чтобы регулярно посещать занятия в Академии художеств, куда был зачислен в качестве вольноопределяющегося. В 1852 году он получил большую золотую медаль, что давало право на трехгодичную заграничную поездку для совершенствования мастерства и знакомства с художественными центрами Европы.

 После получения звания художника I степени Боголюбов окончательно порывает с военной службой. Он получает чин титулярного советника с причислением к Главному морскому штабу. Пансионер Академии художеств, все эти годы он упорно работает, учится профессиональному мастерству у немецких, французских, итальянских коллег, прислушивается к замечаниям и советам. К нему сочувственно относится выдающийся русский художник А.А.Иванов, французские мастера А.Франсуа, и К.Жирарде, в Париже он работал в студии Т.Кутюра и Э.Изабе, брал уроки у итальянца С.Корроди и др.

Осенью 1860 года Боголюбов в звании академика по живописи морских видов, и с огромным багажом картин, этюдов, набросков возвращается в Петербург.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Превзошел Айвазовского

 Совет Академии художеств избрал Боголюбова профессором, а также рекомендовал организовать его персональную выставку. Основу экспозиции составили морские картины – виды Венеции, Нормандского порта, острова Капри, Бретани, Константинополя, Антверпена и Брюсселя. Полный впечатлений от увиденного, художник А.Г. Горавский сообщил П.М. Третьякову: «Воображаете, каков молодец Боголюбов, выставил шестилетний свой труд. Успех сделан необыкновенный. Громко все кричат, что превзошел Айвазовского, хоть выполнение оных не столь замечательно, зато бездна перспективы и глубины в картинах, и есть правда и рисунок. Должен вполне отдать ему справедливость на честь и славу».

 Историки искусства подчеркивали, что живопись Алексея Боголюбова «по своей правдивости и тонкости колористических решений, по четкости рисунка и воздушности была передовой не только в России, но и в Европе».

 В картинах, посвященных русскому флоту, Алексей Петрович выступил не только как превосходный маринист, но, если угодно, и как дотошный историк. Ценой огромного кропотливого труда воссоздавались славные страницы героического прошлого русского флота. Произведения Боголюбова приобретались царским двором и выставлялись для обозрения в русской галерее Эрмитажа. В общей сложности им написано более 100 картин, посвященных отечественному флоту; его с полным правом можно назвать историографом российского флота. Большинство из этих полотен сегодня находится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боголюбовские «вторники» в Париже

 Летом 1861 года Алексей Петрович совершил большое путешествие по родной стране: проплыл по Волге от Твери до Астрахани, вместе с супругой Надеждой Николаевной и с братом Николаем он побывали в Саратове и других городах. Вслед за первой последуют еще три поездки по Волге ( 1863, 1866, 1869 г.г.) в составе свиты наследника престола. Известные художники давали очень высокую оценку работам Боголюбова. В 1872 году большой успех выпал на долю картины «Устье Невы». По рекомендации И.М.Крамского плотно приобрел П.М.Третьяков.

В 1865 году на долю Алексея Петровича выпало два тяжких удара: сначала умерла горячо любимая супруга, а потом и девятимесячный сын. Эта потеря подорвала здоровье художника, он стал терять зрение. Позже стало сдавать сердце. Врачи настоятельно рекомендовали поменять климат. Стало понятно: переезд в Европу, с более мягким климатом был предрешен.

С1874 года Алексей Петрович Боголюбов живет в Париже, но многообразных связей с Россией не утратил, вскоре он стал центром притяжения всей русской колонии. В его мастерскую на Рю де Рома, 25 по вторникам собирались люди, не чуждые искусству. Боголюбовские «вторники» соперничали с тургеневскими «четвергами». Здесь обсуждали все новые сочинения русских авторов, рисовали и позировали, устраивали любительские концерты. Самыми активными членами кружка были: И.Е.Репин. В.В.Верещагин, М.А.Антокольский, В.Д.Поленов, а также Иван Тургенев.

 По начинанию Боголюбова в Париже создается Общество вспоможения и благотворительности русских художников. На первом же заседании 10 декабря 1877 года он избирается его председателем, секретарем был избран Иван Тургенев. Главная задача этого объединения творческой интеллигенции состояла в сближении художников, живущих за границей, в оказании им посильной помощи в создании условий для работы. Общество выступило с инициативой проведения в Париже выставок русских художников, оно сыграло видную роль в пропаганде за рубежом русского искусства. Боголюбовский кружок был как бы форпостом русской культуры. Можно много перечислять важных и полезных дел, которые удалось осуществить Алексею Петровичу на поприще русской и мировой культуры. Это все характеризует его еще и как прекрасного общественного деятеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Для просвещения и воспитания народа»

 Одно из самых важных и общественно значимых дел, которое было задумано и осуществлено Боголюбовым, это создание в Саратове художественного музея и рисовальной школы. «По роду я саратовец, – говорил художник, – ибо эта губерния дала России Радищева». С ранней молодости, как только появились материальные условия к этому, Боголюбов начал заниматься составлением своей коллекции: собирал живопись, образцы прикладного искусства, многие художники дарили ему свои картины. Эти материалы составили огромную коллекцию, которая легла в основу создания будущего музея.

 В 1885 году в специально построенном для этого здании в центре Саратова был открыт музей, названный по настоянию Боголюбова Радищевским художественным музеем. При музее была открыта Рисовальная школа. При создании музея и школы художник руководствовался самыми высокими и благородными чувствами и идеями: « … я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества». В знак признания заслуг художника саратовская Городская дума возвела его в звание почетного гражданина Саратова. В октябре 1881 года Боголюбов составил проект устройства художественных музеев в провинции «для просвещения и воспитания народа».

Алексей Петрович Боголюбов скончался в ночь с 25 на 26 октября 1896 года в своей парижской квартире на бульваре Батинъоль, 21. Проститься с ним пришли многие русские и французские художники, представители творческой интеллигенции. Потом траурная церемония состоялась в Петербургском Троицком соборе. Боголюбов завещал похоронить себя рядом с мамой, женой и сыном на Мало-Охтинском кладбище.

Вернуться к списку новостей
Вверх