Общественно-политическая газета тосненского района
Сегодня:
16+
Свежий номер: № 76 (15243)

Один день из жизни Никольского детского дома

Один день из жизни Никольского детского дома

Родительский дом – фундамент в системе ценностей личности. Но мир щедр не с каждым, потому для оставшихся без родительской защиты детей существуют ресурсные центры, где взрослые стараются компенсировать ни в чем не виноватым мальчикам и девочкам отсутствие маминого тепла. Один из таких, расположенный в Никольском, посетил "Тосненский вестник".

Никольский детский дом за время своего существования пережил много реформаций. В 2010 году он обрел новые стены и сейчас называется ресурсным центром по содействию семейному устройству. У учреждения появились новые функции, но суть осталась прежней: тут обретают кров и поддержку те, кто в них нуждается больше всего – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Сегодня здесь проживает 55 детей, в основном это подростки 12-16 лет. Если прежде группы формировались, исходя из возраста, то теперь – по семейному принципу, то есть детей из одной семьи не разлучают. Самому маленькому воспитаннику – 4 года. Структуру ресурсного центра составляют несколько подразделений: это приемное отделение, стационарное, отделение временного пребывания, образовательное, отделение постинтернатного сопровождения и содействия семейному устройству. О сегодняшнем дне учреждения рассказал его директор Анатолий Тарабукин:

– Я 22 года руковожу образовательными учреждениями, до этого был директором Рябовской школы, в Никольское пришел в 2010 году, – вспоминает Анатолий Валентинович. – Многое изменилось за годы, что я здесь. В 2013 году детский дом перешел в ведомство Ленинградской области, мы являемся одним из десяти подобных центров в регионе. И могу уверенно сказать, что по сравнению с состоянием детских домов в других регионах Санкт-Петербург и область живут очень хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Никольский ресурсный центр попадают разновозрастные дети, но в основном подростки, тому есть причина: учреждение хорошо себя зарекомендовало, сюда отправляют ребят на перевоспитание.

– Девять лет назад я здесь встретил волчат: почти все состояли на учете в полиции, много было наркоманов, токсикоманов. Сейчас мы всеми способами стараемся занять досуг воспитанников, сделать так, чтобы детям у нас было интересно. И это у нас получается, что подтверждает статистика побегов: прежде на без малого 40 воспитанников приходилось до 180 побегов в год, сейчас же 12 на более полусотни ребят.

Надо сказать, что сбежать отсюда не так и просто. Самостоятельно покинуть территорию дети не могут – только в сопровождении воспитателей. Учебные будни проходят в школе или профессиональных училищах. Кто-то остается здесь на домашнем обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ни минуты без дела

В стенах центра ребята живут своей особой жизнью, где занята практически каждая минута. К большому сожалению, в момент нашего посещения почти все были на учебе, не слышно было шума и гама, без которых не представить ни одно место, где хозяева – дети. Оставшиеся по тем или иным причинам в центре ребята с любопытством и интересом помогли педагогам провести экскурсию по своему дому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В первую очередь гостей из редакции газеты отвели в библиотеку. Несмотря на повсеместное увлечение гаджетами, это место редко пустует. Самые читающие – 6-8-е классы, любимая литература молодежи во все времена – фантастика. Здесь готовят домашнюю работу, пишут рефераты. Если требуется, можно воспользоваться компьютером. Нырнуть во всемирную паутину ребята могут и в компьютерном классе, там же они обучаются азам робототехники.

Рассматривая большой актовый зал, мы узнали много о достижениях воспитанников ресурсного центра. Ни дня здесь не проходит без репетиций: ребята готовятся к разным праздникам, а также к участию во всевозможных конкурсах, откуда они привезли немало наград.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Детей необходимо увлечь, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Анна Цветкова. – Поэтому едва ли ни каждую неделю мы даем отчетные концерты, а на выходных организуем поездки, интерактивные или спортивные мероприятия.

– Мы стараемся создать наилучшие условия для ребят, и такая плотная занятость, ощущение своей нужности – плюс в нашу педагогическую копилку, – убежден директор. – К любому ребенку можно найти подход, и наши воспитатели делают все для этого.

Главное – не врать

Анатолий Валентинович признается, что собрать команду педагогов было не так и просто. "У нас воспитатели, а не церберы", – называет он один из принципов отбора. Сетует на школу, где к детдомовцам отношение особое – со знаком минус.

– Мы их, грубо говоря, достаем из подвалов, благодаря огромному труду педагогов, их колоссальным душевным вложениям ребята оттаивают. А в школе их гнобят, и весь наш труд идет на смарку, – констатирует директор.

У каждого ребенка, находящегося здесь, за спиной тяжелое прошлое, и ни один из них не застрахован от непростого будущего. Взрослые делают все, что в их силах, чтобы выровнять этот баланс, чтобы растопить лед, а неумолимая судьба развернулась к ним другим полюсом.

– Этим детям очень важен тактильный контакт, поэтому в неформальной беседе стараюсь приобнять каждого, – делится Анатолий Тарабукин. – Главное – не врать, ребята очень чутко чувствуют фальшь. Если что-то пообещал, обязательно нужно выполнить.

Так по крупицам возвращается доверие к миру. Порой это сделать бывает очень сложно, случается, что биография ребенка больше похожа на полицейские сводки. Как, например, история воспитанника, который неделю жил в квартире с убитым, видимо, собутыльниками отцом, боясь выйти из квартиры. Пережившие дома насилие девочки, лишившись семьи и веры в старших, тоже попадают сюда.

– Первый мой выпуск был очень тяжелый – ребята ершистые, многие с зависимостями. Но если бы все было безнадежно, не работал бы тут. Есть и положительные примеры. Например, взял на поруки одного паренька, за плечами которого было три суда за воровство. В результате он окончил школу, поступил в техникум, женился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Награды отличившимся

Мальчишки выплескивают энергию в тренажерном зале или играя в футбол. Команда Никольского ресурсного центра заняла третье место в соревнованиях по мини-футболу среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на Кубок памяти Алексея Степанова. Никольский футбольный клуб "Жемчужина" приглашает ребят тренироваться на своем поле. А шефство над юными спортсменами взял российский футболист, в прошлом игрок Петербургского "Зенита" Алексей Игонин.

Спортивные игры одним футболом не ограничиваются, здесь устраивают теннисные турниры, соревнования по игре в шахматы и шашки. Участие в подготовке к ним, как выразился директор, "добровольно-принудительное ". Воспитатели собственным примером призывают молодежь к занятиям в тренажерном зале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь мы застали несколько подростков, которые пришли, кажется, просто пообщаться за полезным занятием. Женя в Никольский ресурсный центр попал недавно, но уже зарекомендовал себя как хороший футболист. Иван, ученик Отрадненского техникума, гордо и очень по-взрослому заявил: "Меня уже не исправить", – так объясняя свои пробелы в учебе. Воспитатели улыбнулись и пообещали ему помочь.  Гриша в Никольском полтора года, его направили сюда на исправление – из предыдущих детских домов сбегал пять раз. "Мы с ним нашли общий язык", – констатирует Тарабукин. Он уже привык к тому, что к нему направляют ребят с не самой простой историей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Побеждает молодежь не только в спортивных состязаниях, но и в творческих конкурсах. Особое волшебство девчонки творят в своей мастерской: шьют, вышивают, вяжут, из-под умелых рук выходят невероятной красоты картины и изысканные поделки. Наградой для отличившихся становятся познавательные и развлекательные поездки, например, в Москву или поблизости – в петербургский аквапарк, музей "Гранд макет Россия" и другие интересные места. Это становится дополнительным стимулом стараться еще усерднее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание самостоятельности

Отдельная строка образовательного процесса – воспитание самостоятельности. Ни для кого не секрет, что зачастую выпускники детских домов не подготовлены к самостоятельной жизни в социуме. У них отсутствуют банальные бытовые навыки: как стирать одежду, покупать продукты, устраиваться на работу, платить по счетам, обращаться в государственные и социальные службы, службы занятости, поступить в учебное заведение. Всему необходимому для жизни в большом мире их учат здесь.

Воспитанники Никольского ресурсного центра живут группами, в каждой по восемь человек, в одном крыле мальчики, в другом девочки. Каждая группа – это большая комната, разделенная на зоны: досуговая и рабочая, устроенная как в школе – с партами и доской. В личных комнатах по две кровати. На маленькой кухне девочки учатся готовить самые разные блюда – от простых бутербродов до супов и каш. Венцом кулинарных учений становится званый ужин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Некоторые простые действия мы совершаем на автомате, так как с детства наблюдали, как это делают родители, – говорит Анна Цветкова. – А наши ребята этого не знают, поэтому мы учим финансовой грамотности, оплачивать коммунальные платежи и другим, как может показаться, элементарным жизненным премудростям.

 Стены комнат выкрашены в яркие цвета, которые подбирали сами воспитанники, они же и помогали с ремонтом: "Когда делают сами – берегут", – объясняет директор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тайный ангел

Для того чтобы воспитанники детского дома обрели приемную семью существует проект "Тайный ангел". Проект выглядит как игра-переписка с неизвестным взрослым. Сначала взрослые участники инкогнито знакомятся с воспитанниками детдома с помощью бумажных писем. Потом происходит очное знакомство, перетекающее в совместное проведение свободного времени, в процессе которого сирота может обрести новую семью. Директор ресурсного центра продолжает:

– Людьми, которые хотят стать приемными родителями, движут разные цели: кто-то преследует материальные интересы (рассчитывает на дотации от государства), кто-то просто любит детей, кто-то решается на этот шаг, потому что не родить своего. Чтобы не случилось еще одной трагедии в судьбе сироты, чтобы ребенка не вернули обратно, мы отрабатываем возможные риски.

Потенциальный приемный родитель должен пройти 80 часов обучения, в ходе которого психологи делают свои выводы о перспективах родителя. Взрослые же получают возможность глубже осознать серьезность этого шага. Кроме того, став с 2016 года ресурсным центром, организация курирует семьи с приемными детьми, оказывая консультативную, психологическую, педагогическую, юридическую и социальную поддержку. На такую всестороннюю помощь могут рассчитывать и выпускники учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маленькая Вера

Пока мы осматривали стационарное отделение, маленькая Вера с любопытством наблюдала за гостями. Но подойти не решалась, поглядывая с безопасного расстояния. Девочке семь, но выглядит она на пару лет младше. Нахождение здесь малышки – мера временная, избранная, для того чтобы не лишать маму родительских прав, пока семья находится в трудной жизненной ситуации.

Стоило мне приблизиться к Вере, заглянуть в глаза, заговорить, и она расцвела, одарила улыбкой, откликнулась такими теплыми эмоциями, словно только и ждала, чтобы на нее обратили внимание. Быстро преодолев стеснение, девочка проводила в свою комнату, показала своего любимого плюшевого медведя. Удивительно, как мало нужно для того, чтобы маленький человечек щедро поделился нерастраченным теплом.

Маленькая Вера вернется к маме. Хочется верить, что у каждого детдомовца осуществится большая мечта, и его тайный ангел станет реальным. Ведь чужих детей не бывает. 

Вернуться к списку новостей
Вверх